ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Где найти Б-га?
Где вы ощущаете себя ближе к Б-гу — на вершине горы в окружении безмятежной природы или на оживленной пыльной улице в центре большого города? Наверняка, стоя на горной вершине, близость к Всевышнему почувствовать проще, однако исполнить то, что ожидает от нас Творец, можно и находясь в шумном городе.
Неожиданный поворот на Синае
За несколько дней до того, как Всевышний провозгласил Десять заповедей перед еврейским народом, у горы Синай произошло интересное событие. Создатель сказал Моше Рабейну, что передаст через него Десять заповедей, представ перед евреями «в густом облаке». Однако евреи умоляли о возможности увидеть Всевышнего своими глазами: «Услышать из уст посланца не то же самое, что слышать из уст самого царя. Мы желаем видеть нашего Царя».Комментарий
Всевышний откликнулся на эти мольбы и обратился к евреям напрямую. Народ же, пережив то, что до сих пор никому не было дано испытать, пришел к Моше и сказал: «Господь, наш Б-г, показал нам Свою славу и Свое величие. Мы слышали Его голос из огня. Мы узнали сейчас, что даже если Б-г говорит с человеком, тот может остаться в живых» (Дварим 5:21).
Но затем, очевидно, взволнованные Б-жественным откровением, евреи сказали: «Но зачем же нам умирать, ведь этот великий огонь готов поглотить нас! Если мы и дальше будем слушать голос Господа, нашего Б-га, то умрем. Разве человек, услышав, как мы, голос живого Б-га, говорящего из огня, может остаться в живых? Лучше приблизься ты и выслушай все, что скажет Господь, наш Б-г. Затем перескажешь нам все…» (Дварим 5:22-24).
Эта внезапная перемена поразительна. Евреи очень хотели увидеть и услышать Б-га. Они стали свидетелями того, что человек может услышать голос Творца и остаться в живых. Почему же они так быстро изменили свое решение и стали просить Моше продолжить этот разговор с Всевышним один на один? Как можно было предположить, что, услышав обращенный к нему глас Б-га, человек непременно умрет, ведь чуть ранее они сами слышали Всевышнего и не умерли? Но любопытнее всего другое: почему Всевышний ответил и на эту, казалось бы, нелепую просьбу?
Выживание вне законов природы
Ответ на этот вопрос приведен в малоизвестном комментарии Талмуда, согласно которому после того как наши предки услышали первые две заповеди, души их покинули тела, не выдержав атмосферы абсолютной святости. Возможность увидеть Б-га своими глазами стала для них сильнейшим духовным переживанием, которое далось им нелегко. Их сердца трепетали от радости, души наполнились восторгом, дух их поднялся на неведомые вершины, а вены пульсировали от эмоций; это переживание захватило их целиком. Души их устремились ввысь настолько стремительно, что тела, ослабшие от ликования и Б-жественного сияния, не смогли их удержать. Однако Всевышний любовно и заботливо вернул их к жизни, иначе они бы тотчас же умерли (Талмуд, трактат Шаббат 88b).
Наши предки поняли, что можно увидеть Б-га и остаться в живых, только если Всевышний решит сотворить чудо. Не случись Б-жественного вмешательства, они бы не выжили. Не этого они желали. Евреи стремились прожить полноценную жизнь в материальном мире и именно поэтому попросили о том, чтобы Всевышний говорил с ними через Моше. По-видимому, эта просьба оказалась обоснованной. Во всяком случае, Всевышний согласился ее исполнить.
В реальной жизни
Б-г сошел на гору Синай, для того чтобы «сочетать браком» Небеса и земной мир. Это не значит, что Он хотел, чтобы люди освободились от своих материальных забот и мельком увидели Небеса. Он хотел, чтобы мы искали и находили Б-га здесь, на земле.
Когда наши предки изъявили желание своими глазами увидеть Б-га, они надеялись остаться в живых естественным образом. Будь это возможно, после Синайского откровения они оказались бы в высшей степени обогащенными опытом для исполнения завета о браке между небом и землей. Но, к их разочарованию, оказалось, что пережить такой опыт совсем не просто. Без Б-жественного вмешательства их попытка увидеть Творца могла завершиться весьма трагично: люди просто не были способны воспринять святость такого уровня и такой силы.
Вот почему евреи изменили свое решение и предложили другой путь. Они стремились остаться в физическом мире, пусть даже черпать духовную силу могли теперь только через посредника — Моше Рабейну.Комментарий
Кто ближе?
Вернемся к нашему первоначальному вопросу. Становимся ли мы ближе к Б-гу, когда избавляемся от оков повседневности, перестаем отвлекаться на то, что нас окружает, и уединяемся в тишине и покое? Нет. Уход от реальности, отдаление от материального мира в поисках Б-га — именно то, чего Он не желает. Творцу угодно, чтобы мы искали Его в самой гуще событий земного мира, со всеми сомнениями и вопросами, неуверенностью и смятением. Каждый — в своей скромной повседневной жизни. Ибо если Б-га нельзя найти в этом мире, значит, мы ищем не того Б-га.
Он хочет, чтобы мы осознали: все сомнения, смятения, наваждения, слабости и неудачи также сотворены Им, все они — камни, которыми вымощен путь очищения и возвышения. Он хочет, чтобы мы поняли, что где-то в охватывающем нас замешательстве скрыт Небесный путь, который и есть смысл существования всего, эпицентр жизни, апофеоз Б-жественного плана и цель, ради которой был сотворен наш мир.
Когда человек достигает максимальной близости к Б-гу? В моменты, когда он вступает в борьбу с настоящей жизнью, встречается с реальной опасностью, решает насущные проблемы и, несмотря на все заботы, оставляет в своей жизни место для Б-га. Всевышний не хочет, чтобы мы уходили от реальности ради того, чтобы найти Его. Он хочет, чтобы мы искали и обрели Его внутри нашего мира. И чтобы во время этих поисков человек оставался самим собой, а не бежал от своей истинной сущности.
Лейзер Гурков
Материал подготовила Шейндл Кроль
http://www.jewish.ru/